Skip to content
 

Реставрация икон

В художественной студии «АШБЕ» оказывает содействие в поиске специалиста в проведении реставрации икон на заказ, написанных темперной или масляной красками.

Для реставрации иконы может быть необходим ряд реставрационных работ:

  •        консервация произведения искусства: укрепление всех слоев — паволоки, левкаса, живописного слоя
  •        восполнение утрат основы — древесины: сколы, трещины и др.
  •        восполнение утрат левкаса (грунта)
  •        восполнение утрат живописного слоя
  •        устранение поверхностных загрязнений, следов воска и т.д.
  •        устранение вздутий красочного слоя, приподнятостей кракелюра и осыпания живописи
  •        удаление поздних записей (неавторского красочного слоя), находящихся поверх авторской живописи
  •        утоньшение потемневшей или помутневшей олифы или другой лаковой пленки
  •       реконструкция изображения, при необходимости, и т.д.

При необходимости возможна предварительная атрибуция и оценка икон.

Справки по тел. (812) 914-29-03

Реставрация икон, как и реставрация любого другого живописного произведения, подразумевает, в первую очередь консервацию художественного произведения — укрепление всех слоев живописи для предотвращения дальнейших разрушений — и является необходимым этапом для дальнейшей реставрации и будущей сохранности живописи.

Для темперной живописи, в частности икон, частыми разрушениями являются осыпи, шелушение, вздутия красочного слоя и грунта (левкаса), отставание (отслаивание) паволоки (льняной ткани между доской и левкасом) от доски, потертости живописного слоя, кракелюр (сетчатые трещины на поверхности живописи), различные поверхностные загрязнения (пыль, копоть, следы воска и т.д.), утраты основы — трещины, сколы, выбойны деревянной доски, следы от гвоздей и т.д.

Данные разрушения, помимо временного аспекта, являются следствием неправильного условия хранения, несоблюдения температурного и влажностного режима, а также различных механических повреждений.

Так же одной из причин для реставрации иконы является потемнение олифы (покрывная лаковая пленка), которая традиционно использовалась на протяжении веков для защиты живописи и придания благородного блеска. Но при всех положительных качествах, олифа склонна сильно темнеть, что влияет на визуальную составляющую всей живописи. Чаще всего цветная темперная живопись под потемневшей олифой выглядит одноцветно и воспринимается как монохромное черно-коричневое изображение. Поэтому в реставрационной практике утоньшение (расчистка) олифы занимает важное место, которая требует аккуратной работы в слоях лаковой пленки, не повреждая красочный слой.

Традиционно иконы представляют собой очень цветное, праздничное изображение, которое пишется чистыми цветами на основе натуральных природных пигментов. Большинство икон , в частности до 19 века, написаны яичной темперой с соблюдением определенных технологических особенностей. Но с повсеместным распространением масляных красок, часто также встречаются иконы написанные маслом. Каждая из техник имеет свои особенности и характеристики, влияющие как и на визуальное восприятие, так и на сохранность живописи.

 

 

.